ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

История карелов

Происхождение карелов

Современные карелы сформировались на базе племени Корела, проживавшего по берегам Ладожского озера на рубеже I – II-го тысячелетия нашей эры. В XI веке началось освоение севера жителями иных регионов, они мигрировали в район между Ладожским и Онежским озером, там они смешались с вепсами и саамами. Первое упоминание о карелах появляется в 1143 году в русских летописях, а позднее в буллах Папы римского, скандинавских хрониках и сагах.

Карелы делятся на несколько субэтносов - людики, ливвики, лаппи (сегозерские карелы), тверские карелы, финские карелы - разделение идет в основном по территориальному признаку. Карельские субэтносы значительно отличаются друг от друга не только по культуре, но и по языку, причем диалектные различия исключительно сильны.

Культура карелов

Древние карелы были язычниками, а острова Лункулансаари и соседний с ним Мантсинсаари известны в литературе как крупнейшие в Приладожье языческие культовые центры. Здесь ежегодно праздновался День Быка, приуроченный к Ильину дню. Этот праздник связан с легендой о белом олене, которого Святой Илья ежегодно отправлял к закланию для торжественной трапезы. В легенде говорится, что однажды разразилась страшная буря и посланец Святого Ильи не появился. Тогда старейшины племени вместо оленя принесли в жертву трехгодовалого быка. В момент жертвоприношения буря утихла и взошло солнце. Жертва была принята, а значит, прирост поголовья стада был обеспечен.

День Быка отмечался до 1892 года и всегда сопровождался народными гуляньями. Как правило, задолго до начала праздника жители приводили трех быков и оставляли на попечение сторожа часовни, он их откармливал лучшим кормом до самого праздника. После жертвоприношения мясо быков рубили на части, промывали в Ладожском озере и складывали в большой котел для варки. Мясо съедалось в день торжества многочисленными жителями, а если оставались излишки, ими кормили нуждающихся. Оставлять мясо на следующий день или забирать с собой было запрещено, поэтому в конце праздника все остатки пиршества выбрасывались в Ладогу. Позже, правда, порядки несколько изменились, и распорядитель уже позволял жителям разбирать мясо и относить своим близким.

После принятия христианства полного отказа от языческих обрядов и верований у карелов не произошло. До начала XX века бок о бок сосуществовали молитвы и языческие заклинания. Традиционная обрядность не теряла своей силы и сопровождала карелов от рождения до самой смерти.